FAQ
Учебники
Петерсон или Школа России, Русская классическая школа или Сталинский букварь — отвечаем на частый вопрос, какие учебники мы выбрали, и на редкий — почему.
В Координатах мы не категоричны в этом вопросе и предпочитаем концептуальный подход: что мы имеем сейчас и что хотим получить в результате. Строим образовательный маршрут и выбираем методы. Постоянно проверяем, туда ли мы идём, актуальна ли всё еще цель, насколько эффективен тот или иной метод с конкретным ребёнком. Поэтому для нас важнее подходы, обоснования и люди (авторы, дети, родители и учителя). Вот про это давайте поговорим. И про учебники.
Я не буду рассказывать про плюсы и минусы учебников и методик. Расскажу вам про образовательную модель школы Координаты. Про выбор, который мы делаем, и про результаты, которые видим.
Алена Гладун
руководитель школы Координаты
Координаты: математика.
За основу мы берём учебно-методический комплекс Людмилы Георгиевны Петерсон. Это помогает нашим ученикам развить мышление (математическое, абстрактное, понятийное) и готовит их дальше к успешному изучению наук в средней школе. Дефициты методики Петерсон знаем и восполняем:
  • арифметика, отработка арифметических действий — Пчёлко (Советские учебники);
  • геометрия — Моро (Школа России).
Что-то ещё мы можем взять из Ивановой или Гейдмана, Жени Кац, Перельмана и многих других. Наши радары настроены на поиски.

На фотографиях здесь и далее всего лишь маленькая часть наших учебных пособий и рабочих тетрадей. В основном, для 1-го класса начальной школы и парочка для 2-го. Делимся известными и нестандартными материалами.
Photo by Jacob
Photo by Leio
Photo by Jacob
Photo by Marion
Мы готовим детей к прохождению промежуточных и итоговой аттестации и обеспечиваем углублённое изучение программы по основным предметам. Наши дети могут выбрать уровень сложности от базового до олимпиадного.

С 4 класса у нас начинаются тренинги по подготовке к поступлению в школы, которые выбирают семьи для дальнейшего обучения в средней школе.

Наш подход позволяет детям адаптироваться в разных средах при смене школы.
Координаты: письмо.
Писать мы учим по методике Вероники Дмитриевны Мазиной, её прописям и подходу в обучении письму. Эта методика опирается на законы развития — психофизиологию, нейропсихологию. Кто-то недавно сравнил результат по формированию почерка по данной методике с результатами работы по методу РКШ. Что ж, да, только без пера.

Вероника Дмитриевна разрабатывала эту методику для коррекции нарушений почерка, впоследствии её стали брать и для формирования навыка красивого и быстрого письма (чтобы не ждать нарушения, превентивно).

Коротко о методе: все буквы состоят из простых элементов, которые изучаются в определённой последовательности, и соединений. Комплекс включает четыре тетради из плотной бумаги со специальной разлиновкой для постепенного перехода к широкой линейке (на фото 1 и 4 тетрадь, также можно сравнить с обычной тетрадью).

Это великолепный комплекс для работы в любом классе, при переходе из любой школы. Подходит для правой и левой руки.
Мазина прописи нейропрописи
Мазина прописи
Координаты: русский язык.
Здесь за основу мы берём методический комплекс Генриетты Григорьевны Граник и Ольги Витальевны Гвинджилия. С Ольгой Витальевной я консультировалась перед выбором программы и запуском школы, это была очень своевременная и содержательная встреча.

Дополняем рабочими тетрадями и учебником Тамары Григорьевны Рамзаевой для соответствия программе Школы России, формирования необходимых знаний умений и навыков грамотности.
Координаты: литературное и внеклассное чтение.
У нас дети делают свою Азбуку. За полгода получается внушительная и дорогая сердцу книга, свой учебник, в который вложено много стараний.

Также в обучении чтению мы взяли учебный комплекс Марии Павловны Воюшиной. При выборе методики и учебных пособий для обучения чтению мы ориентируемся на важность отработки не только навыков скорости и техники чтения, но и развитие навыка понимания текста, развитие речи, словарного запаса.
Мы много пишем, говорим, обсуждаем, учим скороговорки и стихи, делаем нейрогимнастику и различные упражнения на развитие координации, внимания, памяти, логики, мышления.
Координаты: окружающий мир.
Про Окружающий мир я писала в телеграм-канале школы очень подробно.

За основу в нашей школе мы взяли методику Романа Борисовича Соловьева. Я у Романа Борисовича училась, а также его курс проходили оба наших учителя Окружающего мира.

Некоторые необходимые для аттестации компоненты программы добираем в учебниках Плешакова. Используем тетради Чумаковой, что-то берём из программы Гина, читаем Лесную газету, рассказы о природе Пришвина, Бианки, разные художественные книги по теме, работаем с текстами Галины Зегебарт (здесь пересекаемся с чтением). А доска каждый урок — отдельная картина!

Окружающий мир у нас очень практико-ориентированный. Мы сотрудничаем с Лесной школой в Петербурге, выходим в парк, по вторникам у нас проходят живые лекции.

Каждое занятие дети делают небольшой проект по изученной теме. Также у нас есть групповые проекты, связанные с длительным наблюдением. Например, наши юные натуралисты прорастили овес, наблюдали весь цикл превращения гусениц голубого бражника в бабочек, а гусениц зофобасов в жуков, мы выращивали рачков артемий, у нас вылупились улитки Ахатины, мы ждем прибавления в семействе палочников. И это далеко не все события с сентября. А всё, что хочется рассмотреть поближе — увеличиваем и смотрим!

К нашим занятиям по Окружающему миру и живым лекциям можно присоединиться, пока есть свободные места. Анонсы и фото можно посмотреть на страницах и в каналах школы.

А лучше прийти в школу и самим всё увидеть.
Что в завершение хочется сказать.

Мы живем в причинно-следственном мире, поэтому понимание законов физики, химии, биологии, социологии — база, на основе которой уже с помощью развитых современных навыков коммуникации, коллаборации, креативности и критического мышления человек будет строить свой собственный образовательный и карьерный путь. Нам важно, чтобы ребенок научился быть автором, субъектом своей жизни.
Мы сами учились и учимся у авторов (при такой возможности) и последователей программ, для нас важно понимать суть методики, иметь гибкое мышление.

Мы уважаем и старые, и новые подходы. Но нам важно, чтобы они были живыми, актуальными, чтобы ребенку было интересно. Чтобы учеба имела отношение к его жизни.

Тогда у нашего выпускника будет база для понимания, что ему интереснее, куда он хочет углубиться, какую школу выбрать дальше. Этот навык поможет потом выбрать деятельность и вуз.
Теперь мне хочется услышать вас, вашу позицию, ваш запрос, что вы ищете в начальной школе. Приглашаю вас к нам в гости, посмотреть школу, нашу учебную среду, познакомиться.
Отличный способ познакомиться со школой в деятельности — посетить наши дополнительные занятия, они подходят детям с шести лет: клуб юных натуралистов и инженерная мастерская.

С января у нас стартуют группы подготовки к школе по субботам. Запись открыта.