Уточнение 2. Повторяющиеся глаголы (например,
«сравни» на уровнях Пойми, Проанализируй и Оцени) встречаются потому, что
одно действие может служить разным целям в зависимости от глубины мышления.
Разный контекст — разная сложность.Один и тот же глагол
требует разного уровня осмысления на разных ступенях:
- «Сравни» на уровне Пойми:
→ Найди очевидные сходства/различия (например, «Сравни внешность лягушки и жабы»).
- «Сравни» на уровне Проанализируй:
→ Выяви скрытые закономерности (например, «Сравни мотивы поступков героев, опираясь на текст»).
- «Сравни» на уровне Оцени:
→ Сопоставь по критериям и сделай вывод (например, «Сравни эффективность двух методов решения задачи»).
Гибкость таксономииБлум не предлагал жестких рамок —
глаголы могут «пересекаться», если задание усложняется (например, «
Объясни правило» → «
Объясни причины явления, используя данные эксперимента»). Или если меняется цель деятельности (например, «
Примени формулу» → «
Примени принцип в новой ситуации»).