образовательная среда
Таксономия Блума

Открываю ящик пандоры цикл материалов про оценки. Поговорим про контрольные, оценки, их отсутствие, рейтинги, разные аббревиатуры из трех и более букв и другие актуальные темы. Но начнем мы, как всегда, с сотворения мира.

На днях мы были на мероприятии Детского чата Петроградского района (Анастасия Истомина, передаю привет) – фестивале «Дети мастерят с детьми». Его идея в том, что именно дети проводят мастер-классы для детей (да и взрослые обычно с удовольствием участвуют в качестве учеников). Рассказываю, почему мне импонирует эта идея и причем здесь Блум, ЗУН и ФГОС.
Фестиваль, где дети становятся учителями — это не просто мило, это мощный педагогический инструмент. И таксономия Блума прекрасно объясняет, как это работает. Давайте расскажу на простых примерах.
Алена Гладун
руководитель школы Координаты
Липтон в пирамидках Блума
Представьте лестницу из 6 ступенек. Каждая ступенька — это более высокий уровень мышления и понимания материала. Чем выше поднимаешься, тем глубже осмысляешь тему, а не просто запоминаешь факты. Изначально Блум* говорил об образовательных целях, но это напрямую связано с тем, насколько хорошо ребенок (или взрослый) по-настоящему понял материал.

Вот эти 6 уровней (от простого к сложному), адаптированные для детей:
Уровень 1. Знание (Remember - Запомнить):
Самый базовый уровень. Узнать, запомнить факты, названия, даты, определения. Вспомнить информацию.

Например: Ребенок может назвать столицы стран, перечислить планеты Солнечной системы, вспомнить стихотворение наизусть, сказать, что вода кипит при 100°C. «Я знаю, что...»

Уровень мышления: Воспроизведение информации.
Уровень 2. Понимание (Understand - Понять):
Уловить смысл информации. Объяснить своими словами, пересказать, сравнить, сделать вывод из сказанного.

Пример: Ребенок может объяснить, почему листья меняют цвет осенью (не просто назвать явление), пересказать сказку своими словами, объяснить разницу между городом и деревней. «Я понимаю, что это значит...»

Уровень мышления: Понимание значения.
Уровень 3. Применение (Apply - Применить):
Использовать полученные знания в новой, похожей ситуации. Применить правило, метод, концепцию.

Пример: Зная таблицу умножения, ребенок может посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить 3 шоколадки по цене Х. Зная принцип рычага, попытается с его помощью приподнять тяжелую коробку. «Я могу использовать это знание, чтобы...»

Уровень мышления: Использование знаний в стандартной ситуации.
Уровень 4. Анализ (Analyze - Разобрать):
Разбить информацию на части. Увидеть связи между ними, структуру. Сравнить и противопоставить. Выявить причины и следствия.

Пример: Ребенок сравнивает двух героев книги, объясняя, почему они поступили по-разному. Разбирает сложную игрушку, чтобы понять, как она устроена внутри. Объясняет, из-за чего произошло событие в истории. «Я вижу, как это устроено и почему...»

Уровень мышления: Разбор целого на части, поиск связей и причин.
Уровень 5. Оценка (Evaluate - Оценить):*
Вынести суждение, оценить ценность, обосновать свое мнение, проверить гипотезу, выбрать лучшее решение на основе критериев. У Блума это самый высокий уровень мышления (1956 г), таксономия была пересмотрена: «Оценку» и «Создать» поменяли местами.

Пример: Ребенок аргументирует, почему он считает одну книгу интереснее другой. Оценивает, насколько эффективным был его способ решения задачи по сравнению с другими. Защищает свою точку зрения в споре, приводя доводы. Проверяет, работает ли его гипотеза в эксперименте. «Я могу судить об этом, потому что...»

Уровень мышления: Суждение и обоснование на основе стандартов или критериев.
Уровень 6. Анализ (Analyze - Разобрать):
Разбить информацию на части. Увидеть связи между ними, структуру. Сравнить и противопоставить. Выявить причины и следствия.

Пример: Ребенок сравнивает двух героев книги, объясняя, почему они поступили по-разному. Разбирает сложную игрушку, чтобы понять, как она устроена внутри. Объясняет, из-за чего произошло событие в истории. «Я вижу, как это устроено и почему...»

Уровень мышления: Разбор целого на части, поиск связей и причин.
Фото: Анастасия Истомина
Почему детям важно побыть учителями? (как на фестивале).

Когда ребенок готовится стать «учителем» для других детей (или взрослых), он вынужден подняться на самые верхние ступени пирамиды Блума:

  • Глубокое Понимание (Уровень 2+): Чтобы объяснить что-то другому, нужно самому это действительно понять, а не просто запомнить. Он перерабатывает информацию, ищет свои слова, примеры.

  • Применение (Уровень 3): Он применяет свои знания и навыки (ораторские, организаторские) в новой, стрессовой (в хорошем смысле) ситуации публичного выступления.

  • Анализ (Уровень 4): Ему нужно разобрать свою тему на части, чтобы логично ее преподнести. Что главное? Что второстепенное? Как связаны этапы?

  • Синтез (Уровень 5): Он создает нечто новое – свой уникальный способ подачи материала, презентацию, эксперимент для демонстрации. Он структурирует информацию в удобную и понятную для других детей форму.

  • Оценка (Уровень 6): Отвечая на вопросы, он оценивает глубину своего понимания, видит пробелы. Он аргументирует свою точку зрения, защищает свои выводы. Он оценивает, понятно ли он объяснил.
То есть ребенок поднимается с уровня пассивного запоминания (1-2) на уровень активного осмысления, творчества и критической оценки (4-6).
Какие ещё когнитивные функции и навыки прокачиваются в таких форматах взаимодействия как «дети учат детей»:

  • Такие активности помогают ребенку убедиться в своей компетентности. «Я не просто знаю, я МОГУ ЭТОМУ НАУЧИТЬ!»
  • Развить метапредметные навыки: коммуникацию, критическое мышление, креативность, уверенность в себе.
  • По-настоящему присвоить знания, сделав их своими.

Вот почему, когда ребенок учит другого, он учится сам на самом глубоком уровне.

Что же касается образовательного процесса, таксономия Блума помогает:

  1. Ставить измеримые цели — от запоминания фактов до выполнения творческих заданий.
  2. Проверять глубину понимания — отличает механическое воспроизведение от умения анализировать и применять знания.
  3. Оценивать прогресс — показывает, как ученик продвигается от простого к сложному уровню мышления.
  4. И очень важно, эти ступеньки помогают ребенку самому оценить себя и свой прогресс предмете или понимании темы: знаю, понимаю, умею, знаю почему, могу оценить, могу придумать свое.
Как же мы раньше жили без Блума?
Таксономию Блума можно соотнести с привычной педагогический триадой «Знания — Умения — Навыки» (ЗУН) из ФГОС:

1. Знания (З) ≈ нижние уровни Блума
Запомнить/Понять — это и есть «знания»: факты, термины, правила.
Пример по ФГОС: «Ученик знает таблицу умножения» = уровень Запомнить.

2. Умения (У) ≈ средние уровни
Применить/Проанализировать — способность использовать знания в практике.
Пример по ФГОС: «Умеет решать задачи на скорость» = уровень Применить.

3. Навыки (Н) ≈ верхние уровни
Оценить/Создать — автоматизированные действия + творчество.
Пример по ФГОС: «Навык проектной работы» = требует Анализа и Создания.
Ключевые отличия:

ЗУН — акцент на результате («что умеет»).

Таксономия Блума — на процессе мышления («как он это делает»).

В таксономии четко прописаны ступени между «выучил» и «освоил».

ФГОС говорит «что должно быть сформировано», а Блум подсказывает «как этого достичь».

Если ЗУН — это пункт назначения, то таксономия Блума — маршрут с остановками: где-то нужно просто запомнить, а где-то — включить критическое мышление и креативность.
*Душные уточнения:

Уточнение 1. В 2001 году Дэвид Кратвол и Лорин Андерсон переработали оригинальную таксономию Бенджамина Блума, сделав её более современной и применимой к реальным условиям обучения.
  • Все уровни они описали глаголами, что подчёркивает активное действие, а не просто уровень владения знаниями.
  • «Синтез» заменили на «Создание» (Creating), так как высшая форма мышления — это не просто комбинирование идей, а разработка чего-то принципиально нового.
  • «Оценка» и «Синтез» поменялись местами: теперь «Создание» стоит на вершине, так как предполагает формирование новых концепций.
  • Допущено, что уровни таксономии могут пересекаться.
  • Категория «Знание» была разделена на 4 подкатегории: знание фактов, концептуальные знания, процедурные знания и метакогнитивные знания.
В этом материале для обобщения и упрощения я говорю просто «таксономия Блума», имея в виду смыслы, а не сущности, но в рисунке отметила все понятия.
Уточнение 2. Повторяющиеся глаголы (например, «сравни» на уровнях Пойми, Проанализируй и Оцени) встречаются потому, что одно действие может служить разным целям в зависимости от глубины мышления.
Разный контекст — разная сложность.

Один и тот же глагол требует разного уровня осмысления на разных ступенях:
  • «Сравни» на уровне Пойми:
→ Найди очевидные сходства/различия (например, «Сравни внешность лягушки и жабы»).
  • «Сравни» на уровне Проанализируй:
→ Выяви скрытые закономерности (например, «Сравни мотивы поступков героев, опираясь на текст»).
  • «Сравни» на уровне Оцени:
→ Сопоставь по критериям и сделай вывод (например, «Сравни эффективность двух методов решения задачи»).

Гибкость таксономии

Блум не предлагал жестких рамок — глаголы могут «пересекаться», если задание усложняется (например, «Объясни правило» → «Объясни причины явления, используя данные эксперимента»). Или если меняется цель деятельности (например, «Примени формулу» → «Примени принцип в новой ситуации»).
Теперь вы знаете, как оценить уровень владения тем или иным материалом. Только, пожалуйста, без фанатизма, не каждое знание нужно доводить до созидательного уровня. Что-то нужно просто узнать, что-то понять, чему-то научиться. А по остальным уровням как раз можно увидеть естественный интерес ребенка или взрослого.
Бонус для дочитавших)

Возьмите с собой для размышления:
  1. Спросите ребенка, чему он может научить своего одноклассника/вас/друга/брата/сестру?
  2. Спросите себя: чему я могу научить ребенка/другого взрослого/коллегу/друга?
Осторожно: ответы могут открыть вам новые горизонты и подсказать направления развития.