образовательная среда
Рефлексия
Теория и практики рефлексии в образовательном процессе в школе и дома. Для учителей, детей и родителей.
В своем телеграмм-канале я делюсь ссылками на образовательные события, мероприятия, лекции, встречи. Вы на них ходите. А что дальше?
Алена Гладун
руководитель школы Координаты
Сегодня я хочу рассказать вам о том, что может быть дальше. Мы поговорим о такой части образовательного процесса, как рефлексия. Разберем на примерах и приёмах для детей и взрослых.
Рефлексия — это не просто подведение итогов, а мощный инструмент, который помогает ученикам осмыслить свои действия, эмоции и результаты. Она играет важную роль в формирующем оценивании, которое направлено, как вы знаете, не на выставление внешних оценок, а на развитие навыков самоконтроля и самоанализа.
Когда дети учатся размышлять о том, что у них получилось, а что вызвало трудности, они начинают лучше понимать свои сильные и слабые стороны. Это способствует формированию адекватной самооценки. Например, задавая вопросы: "Что я сегодня узнал?", "Что было самым интересным?", "Что я могу сделать лучше?", — мы помогаем ребенку закрепить знания и поставить перед собой новые цели.
Практики рефлексии развивают критическое мышление и ответственность за собственный учебный процесс. Дети учатся анализировать свои ошибки, находить пути их исправления и гордиться своими успехами. Это особенно важно в начальной школе, когда закладываются основы самостоятельности и уверенности в себе.
Таким образом, рефлексия становится мостиком между обучением и мышлением роста. Она помогает детям учиться учиться, что является одной из главных задач современного образования.
Сегодня мы поговорим про рефлексию урока, а затем я расскажу, как можно применять такие приемы во взрослом образовании и семейном образовательном досуге.
Для детей начальной школы важно использовать простые и понятные методы, которые будут соответствовать их возрасту и интересам. Вот несколько практик и приемов рефлексии, которые можно использовать в конце урока, дня или недели.
Методы оценочной рефлексии
Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
«Светофор»
Дети выбирают цвет, который соответствует их состоянию:
  • Красный — было трудно, не всё понял.
  • Желтый — были сложности, но я справился.
  • Зеленый — всё было понятно, я доволен.
Можно использовать карточки, стикеры или просто поднятие рук.
«Солнышко и тучка»
Дети рисуют или выбирают картинку:
  • Солнышко — всё было хорошо, я рад.
  • Тучка — было сложно, я недоволен.
  • Солнышко за тучкой — были трудности, но я справился.
«Мишень»
На доске рисуется мишень с несколькими кругами. Дети ставят точку или наклеивают стикер в том круге, который соответствует их ощущениям:
  • Центр — всё отлично.
  • Ближе к краю — были трудности.
  • Край мишени — ничего не понял.
«Эмоциональные смайлики»
Дети выбирают смайлик, который отражает их настроение:
  • 😊 — всё отлично.
  • 😐 — было нормально.
  • 😕 — было сложно.
Можно использовать готовые карточки или попросить детей нарисовать смайлик.

«Шкала настроения»
Дети отмечают на шкале от 1 до 10, насколько они довольны уроком, своими результатами или своим настроением.
«Цветные ладошки»
 Дети обводят свою ладонь на листе бумаги и раскрашивают пальцы разными цветами, соответствующими их впечатлениям:
  • Красный — было трудно.
  • Желтый — было интересно.
  • Зеленый — всё понятно.
«Дерево успеха»
 На доске рисуется дерево, и дети прикрепляют листочки:
  • Зеленый лист — всё понял.
  • Желтый лист — были трудности.
  • Красный лист — ничего не понял.
«Лестница успеха»
На доске рисуется лестница с несколькими ступенями. Дети отмечают, на какой ступени они находятся:
  • Нижняя ступень — ничего не понял.
  • Средняя — что-то получилось, но есть трудности.
  • Верхняя — всё понял, я молодец.
Методы коммуникационной рефлексии
Обмен мнениями о новой информации.
«Незаконченные предложения»
 Дети заканчивают фразы:
  • "Сегодня я узнал..."
  • "Мне было трудно..."
  • "Мне понравилось..."
  • "Я хочу узнать больше о..."
  • и другие.
Это можно делать устно или письменно.
«Ромашка вопросов»
На лепестках ромашки написаны вопросы:
  • Что нового я узнал?
  • Что было самым интересным?
  • Что вызвало затруднения?
Дети выбирают лепесток и отвечают на вопрос.
Методы мотивационной и информационной рефлексии
Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля и приобретение нового знания.
«Плюс, минус, интересно»
Дети заполняют таблицу из трех колонок:
  • Плюс — записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • Минус — записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Может на уроке была информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  • Интересно — что вызвало любопытство, учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, чтобы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
«Корзина идей»
Дети записывают или рисуют то, что они узнали на уроке, и "кладут" это в символическую корзину. Это помогает зафиксировать ключевые моменты урока.

«Парковка для вопросов»
Дети приклеивают стикеры с вопросами, которые они хотят выяснить в новой теме, что осталось непонятного, что вызвало интерес к дальнейшему исследованию.
«Письмо себе»
Дети пишут короткое письмо себе, в котором делятся своими впечатлениями от урока, тем, что узнали, и тем, что хотят улучшить.

«Рефлексивная пауза»
В конце урока учитель задает вопросы, на которые дети отвечают про себя или вслух:
  • Что я сегодня узнал?
  • Что у меня получилось?
  • Что я могу сделать лучше в следующий раз?
Эти приемы помогают детям осмыслить пройденный материал и развивать навыки самоанализа и самоконтроля. Важно, чтобы рефлексия была регулярной, разнообразной и проводилась в доброжелательной атмосфере.
Образовательная рефлексия вне урока
Практики рефлексии можно проводить не только с детьми в школе или со взрослым в конце года. Это универсальный полезный инструмент. Вот, например, как его можно использовать после семейных поездок, экскурсий выходов в музей. По дороге обратно или вечером, собравшись месте. Эту практику я адаптировала из нашей учебы на тьюторском курсе в МГИМО. После интенсивов мы собирались для рефлексии и делились своими впечатлениями.
Каждый отвечает на вопрос или продолжает фразу по очереди (примеры вопросов и фраз):

Я раньше и не знал, что…
Я никогда бы не подумал, что…
Например: "Я раньше и не знал, что древние люди использовали … в качестве инструмента для охоты!"
Или: "Я раньше и не знал, что бутерброды в театре особенно вкусные!"
Это поможет выделить новую информацию, которая вас удивила.

А я и раньше знал, что…
Я давно знал, что…
Например: "А я и раньше знал, что динозавры были огромными, но сегодня я увидел, насколько они действительно большие!"
Или: "А я и раньше знал, что пингвин в Музее Арктики не настоящий!"
Это позволит связать новые знания с уже имеющимися.

Три самых запоминающихся факта…
Например:
"Мне запомнилось, как выглядели древние орудия труда."
"Я был впечатлен размерами скелета мамонта."
"На трости Петра Первого был конвертер системы мер длины!"

Это поможет закрепить ключевые моменты.

Вы можете придумать свои вопросы и предложение. "Вау, я даже не думал, что..." и так далее.

Важно слушать собеседника и потом отметить, что ты пропустил, а он запомнил, заметил и какие у вас впечатления совпали. Это развивает внимательность и умение слушать других.
Такой подход не только помогает структурировать свои впечатления, лучше запоминать, но и учит делиться мнением, формулировать мысли, замечать детали и внимательно слушать других, преумножать позитивный совместный опыт.
Чувствую, практикам рефлексии после прочитанных книг и просмотренных фильмов надо будет посвятить отдельную статью))