образовательная среда
Готовность к школе
Первое, на что обычно ориентируются в этом вопросе – это возраст, а второе – некая сумма знаний и умений (чтение, счет, письмо, окружающий мир). Но почему не все семилетние читающие, считающие, пишущие и даже много знающие дети успешно адаптируются в первом классе?
Так как я человек-концепция, я изучила этот вопрос и делюсь с вами систематизированной информацией. Спойлер: большой и полезный материал, иными словами, лонгрид не для клипового мышления.
Алена Гладун
руководитель школы Координаты

Готовность к школе – из чего состоит и как оценить.

Как я сказала выше, при поступлении в школу часто оценивают только интеллектуальную готовность, проверяя навыки чтения, счёта, письма, кругозор. Поэтому ребёнка могут попросить рассказать, посчитать, написать, прочитать, назвать. И редко кто попросит ребёнка послушать, попрыгать, постоять на одной ноге, поймать мячик, остановиться по сигналу, раскрасить, разрезать, склеить, сделать что-то в паре, выполнить групповое задание.
А тем временем, готовность к школе – это целый комплекс развития ребёнка по четырем направлениям. А в части интеллектуального развития далеко не всё сводится к умению читать-писать. Итак, на что необходимо обратить внимание.
1

Развитие в физической сфере

Что развиваем и проверяем:

  • уровень биологического развития: рост, вес, система условных словесных реакций, зрелость пищеварительной и выделительной систем;
  • состояние здоровья: обязательно пройдите диспансеризацию перед первым классом, даже если в школе этого не требуют, особенно важно проверить зрение и слух;
  • общее физическое развитие и уровень развития основных видов движений: бег, прыжки, приседания, наклоны и прочее;
  • развитие мелкой моторики: проводить линии, перекладывать мелкие предметы, резать, складывать лист бумаги, раскрасить, соединить, склеить, отдельно необходимо обратить внимание на готовность руки к письму – захват и нажим карандаша;
  • нейродинамическая регуляция: способность необходимое время концентрировать внимание на определенных занятиях, выдержать пребывание на занятиях вообще и длительность одного урока в частности, умение длительно удерживать статистическую позу в положении сидя, держать осанку, без перенапряжения мышц шеи способность концентрировать взгляд на доске/на учителе;
  • пространственная, слуховая и зрительно-моторная координация: право-лево, скоординированность движений, ловкость, согласованная деятельность слухового, зрительного и двигательного анализаторов;
  • навыки самообслуживания: самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, обуваться, мыть руки, пользоваться туалетом, пользоваться столовыми приборами, убирать за собой посуду, организовать рабочее место, собирать, складывать и убирать свои вещи.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок. Он более работоспособный и меньше утомляется. А это очень важно для сохранения здоровья и мотивации к новой деятельности.

2

Развитие в интеллектуальной сфере

Ещё Лев Семёнович Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития познавательных процессов: «...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы».

Иными словами, интеллектуальная готовность измеряется не скоростью чтения и порядком счёта, а умением рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи.

Специальная готовность. Конечно, если вы готовитесь к школе со вступительными экзаменами в 1 класс, то навыки чтения, счета, письма, декламирования стихов и прочее вам могут понадобиться, здесь нужно смотреть требования конкретных школ. Но стоит помнить, что программа начальной школы в нашей стране рассчитана на 4 года. Уделяя внимание только предметной составляющей в процессе подготовки к школе, можно упустить важные навыки, развитие которых поможет ребёнку перейти от игровой деятельности к учебной и адаптироваться в новом коллективе без лишнего стресса. А уж за 4 года читать, писать и считать, в случае хорошего уровня общего развития, можно легко научиться.
Составляющие интеллектуального развития:
Развитие восприятия.
Оно выступает основой для развития мышления, речи, памяти, внимания и воображения и формируется постепенно. Сначала ребёнку важно всё трогать, повторять звуки, рассматривать, как что устроено, начинать ощущать себя в пространстве предметов и времени. А к старшему дошкольному возрасту ребёнок с высоко развитым восприятием может отличаться наблюдательностью, умением подмечать всякие мелочи и особенности явлений, чёткой ориентацией во времени (понятия «вчера», «завтра», «через месяц», «день/ночь», «осенью», «зимой» и пр.).
Развитие внимания.
В раннем дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольное. Малыша притягивают внешне привлекательные предметы и события, и пока сохраняется интерес к этим объектам, поддерживается и внимание к ним. К моменту поступления в школу у ребенка начинает формироваться произвольное внимание - дошкольник в состоянии сосредотачиваться на определенных объектах в зависимости от поставленной перед ним задачи. В этом возрасте начинают появляться элементы послепроизвольного внимания - ребенок начинает получать удовольствие от самого процесса выполнения задачи.

Что развиваем и проверяем:
  • концентрация внимания: способность ребёнка сосредоточиться на одном или нескольких объектах;
  • устойчивость внимания: время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него;
  • переключение внимания: это способность ребенка осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой, быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одного вида деятельности к другому;
  • распределение внимания: позволяет ребенку концентрироваться не на одном, а на двух или большем количестве различных объектов.
Развитие мышления.
Оно включает умение наблюдать, рассуждать, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, выделять существенные признаки предметов и явлений, систематизировать, делать выводы. В случае с дошкольниками чаще всего надо делать скидку на то, что у них ещё недостаточно жизненного опыта, чтобы полноценно анализировать явления окружающего мира. Если маленький человек может вычленить из группы предметов лишний, или объяснить, что корова большая, а телёнок маленький, — это хорошо.

Что развиваем и проверяем:
  • сравнение: мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам;
  • классификация: распределение предметов (или объектов) по каким-либо группам в соответствии с существенными и несущественными признаками, обобщение их и определение группы, выделение лишнего;
  • закономерности: доступные для дошкольника связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов, например, продолжить ряд рисунков, выбрав для этого подходящую фигуру, которая не нарушит данной закономерности, установить последовательность действий, составить рассказ по картинке и пр.;
  • умозаключения: форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение, например, умозаключение по аналогии, когда ребенок устанавливает связь между первой парой предметов, а затем по аналогии формирует вторую пару, подбирая в нее подходящий предмет;
  • пространственное мышление: это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами, расположенными в пространстве, соотносить предметы по форме и размеру, подбирает детали или фрагменты, подходящие друг к другу или к предложенному образцу.
Развитие памяти.
Память – форма психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она является основой обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Суть памяти в том, что человек может узнать, зафиксировать в голове и позже воспроизвести тот или иной материал или действия.

Дошкольный возраст – период наиболее быстрого развития памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Запоминание у дошкольника носит непроизвольный характер, оно происходит без участия воли.

К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Это значит, что он по научению взрослых, но при этом с применением самоконтроля, дисциплины, ответственности может применять механические или логические техники запоминания. Первые связаны с повторением информации или действия. Вторые — с пониманием сути процесса, явления, текста.

Развитие произвольной памяти является одним из главных условий успешной адаптации к школе.
Развитие речи.
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), как правило, обладают развитой речью. Они уже умеют формировать связный текст (например, описание чего-либо, рассказ о событии), говорить сложноподчинёнными предложениями, хорошо выговаривают все звуки родного языка, умеют регулировать громкость и интонации голоса.

Что развиваем и проверяем:
  • звуковая культура речи: к начальной школе ребенок должен четко и внятно произносить и различать на слух все звуки родного языка; также у ребенка должен быть развит фонематический слух и слуховое внимание, так как это является необходимым условием успешного обучения грамоте;
  • словарный запас: в старшем дошкольном возрасте ребенок должен иметь достаточный словарный запас, необходимый для того, чтобы ясно излагать свои мысли и понимать речь других людей; ребенок должен уметь: правильно использовать слова в речи, точно подбирая их по смыслу; использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением;
  • грамматические навыки: к первому классу у ребенка должен сформироваться правильный грамматический строй речи, ребенок должен научиться: правильно согласовывать слова в предложении; правильно употреблять предлоги, согласовывая их с существительными, пользоваться несклоняемыми существительными (кенгуру, пианино и т. д.); образовывать новые слова из двух слов (сам летает - самолет, сапоги из резины - резиновые), однокоренные слова (окно – оконце – окошечко), существительные с суффиксами (дорога - дорожка), глаголы с приставками (ехать - приехать), сравнительную степень прилагательных; составлять простые и сложные предложения.
  • связная речь: ребенок должен обладать следующими речевыми навыками: хорошо владеть диалогической и монологической формами речи, уметь отвечать на вопросы и задавать их; уметь самостоятельно, выразительно и без повторов пересказывать литературный текст; уметь составлять рассказы о предметах самостоятельно или по плану, предложенному взрослым; уметь составлять рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок; уметь составлять небольшие рассказы из своей жизни, придумывать фантастические рассказы и сказки.
Познавательная активность.
Дети очень любопытные, у них миллион вопросов почему-зачем-и-как в дошкольном возрасте. Развитые дети обладают любознательностью и самомотивацией. Они отличаются высокой вовлечённостью в учебный процесс, как правило, в старшем дошкольном возрасте неплохо умеют и любят читать, обладают базовыми знаниями об окружающем мире, потому что им самим стало интересно научиться читать, узнать что-то новое о предметах, процессах и явлениях окружающего их мира.

Если в этих областях интеллектуального развития нет дефицитов, их уровень соответствует даже средним нормам, то научиться считать, писать, читать, не выходить за поля, отступать четыре клетки или две строчки становится значительно проще.
3

Личностное и социально-психологическое развитие

Это умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Здесь важно, чтобы ребенок мог вести не только предметный диалог, когда мы с ним рассуждаем, он что-то описывает, но и организационную беседу. То есть договариваться о чём-то и потом регулировать свое поведение в соответствии с договоренностями. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Это большая составляющая общения ребенка с учителями, одноклассниками и родителями в образовательном процессе.

Организационный навык дети начинают отрабатывать в возрасте 5-6 лет. Вы можете заметить, что их сюжетно-ролевые игры начинают меняться. Мы считаем, что они ссорятся, но, если прислушаться, часто они учатся договариваться, а потом соблюдают или нарушают договорённости и снова договариваются. В данный период развития бОльшую часть игры они не играют, а организуют эту игру.

На что здесь стоит обратить внимание:
  • стремится ли ребёнок общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умеет ли уступать в споре, проигрывать, делиться, быть толерантным;
  • умеет ли слушать собеседника;
  • готов ли соблюдать очередь;
  • готов ли идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
Сюда же относится и сформированность исполнительской функции. Способность следовать инструкциям, соблюдать озвученные правила и требования, понимание социальной иерархии.

Все эти навыки формируются в процессе социализации ребенка. Процесс социализации может происходить не только в рамках дошкольного учреждения: ребенок вполне может стать социально зрелым уже к шести годам, если посещает спортивные и творческие секции, много гуляет и общается с окружающими, активно познает мир.

О психологической готовности к школе говорит и уровень самооценки у ребенка. Так, нормальная и завышенная самооценка свидетельствуют о психологической устойчивости будущего ученика. А вот начинать обучение с заниженной самооценкой ребенку может быть довольно трудно, и понадобится гораздо больше времени для адаптации к новой среде.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему.
4

Мотивационная и эмоционально-волевая сфера

Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, красивых ручек, нового пенала и т.д.), а на том, что посещая школу, он узнает много нового, станет умнее, сможет развивать свои способности.

При оценке мотивационной составляющей необходимо обратить внимание, насколько ребёнок настроен идти в школу и почему.

Эмоционально-волевая готовность предполагает, что ребёнок умеет управлять своими эмоциями, поведением, импульсами, добровольно трудиться (когда «надо»), действовать в соответствии с осознаваемыми мотивами, интересами и потребностями.

На что обращаем внимание:
  • эмоции от ожидания поступления в школу;
  • понимает и принимает ли ребёнок, зачем он идёт в школу;
  • способен ли подчинять свои мотивы коллективным;
  • умеет ли сознательно управлять своим поведением в зависимости от внешних требований;
  • как он преодолевает трудности;
  • стремится ли довести дело до конца и получить результат;
  • понимает ли особенности своего характера и готов ли работать с этим, как к этому относится.
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть.
Кто дочитал до конца? Тот явно мой друг, коллега или ответственный родитель будущего первоклассника))
И вам я открою секрет: большинство из вышеперечисленного у детей формируется к начальной школе в условиях семьи и социо-культурной среды. Для этого не обязательно ходить в садик и посещать все виды развивающих занятий. Достаточно гулять в городу и на природе, заниматься, много разговаривать с ребенком, играть с ним, развивать его по возрасту, ходить в интересные ребёнку кружки, не ограничивать в активности и познание окружающего мира, давать общаться со сверстниками. Не всё и не всегда могут и должны делать родители, в чём-то будет дефицит. Важно вовремя этот дефицит определить и делегировать часть задач для подготовки к школе.
В Координатах мы встречаемся с семьями будущих первоклассников, проводим диагностику, понимаем, где дефициты, ставим цели подготовки к школе, разрабатываем образовательный маршрут с учётом индивидуальных особенностей и запроса.
Психологические аспекты и общую физическую подготовку мы оставляем семье.
С 1 февраля в Координатах будет работать группа подготовки к школе: интеллектуальная и предметная подготовка — по субботам, развитие кругозора и мелкой моторики — по вторникам.
Источники информации для материала:
  1. Лекции и консультации по возрастной психологии, нейропсихологии и педагогике.
  2. Выготский Л.С. "Мышление и речь".
  3. Forbes Education, Елена Мазурова "Как оценить готовность ребенка к школе: четыре критерия."
  4. Родительский университет, "Как определить готовность ребёнка к школе?".
  5. Pedsovet.su, "Виды готовности к школе: характеристика и критерии. Как определить, готов ли ребенок к школе или пока нет."
  6. Пособия по подготовке к школе.