образовательная среда
Тренд на качество
В этом выпуске будем говорить про качественное образование в образовательном запросе родителей и образовательных моделях частных школ.
Встречи с родителями первоклассников, моя частная практика консультаций, а также беседы на Фестивале детского образования в Севкабеле подняли ряд вопросов, ответами на которые я буду делиться и с вами.
Алена Гладун
руководитель школы Координаты
В последнее время на нескольких консультациях я столкнулась с установкой, что частные школы – это же «ну ты понимаешь… там учится определенная категория детей, потому что они не тянут программу государственной школы», «там, конечно, классно и весело, но это же не про образование», «там не будет знаний». Это только одна из установок, и мы поговорим про нее в первую очередь.
Стоит сказать, что я говорила с родителями из гимназий, профильных и «сильных» школ, которые столкнулись с конфликтами и сложностями в образовательном процессе детей. Сложности у всех разные, важнее всего в этих случаях, что изначально у родителей в образовательном запросе первым был пункт про качественные знания, сильную программу, углубленное изучение предметов. Это был первый и единственный пункт в неосознанном списке требований или, как теперь говорят, ценностей, и, конечно, эта дорога привела их в гимназию или топовую школу городского набора. А там выяснилось, что система ценностей семьи с системой ценностей школы не совпадает, кроме этого пункта. Сильные знания – да, но какой ценой?
Отмечу ещё такой момент, что консультации были, в основном, с родителями из Петербурга и крупных городов. В Москве уже давно приняли факт, что частные школы и сильное образование совместимы. Тут можно привести много примеров, из более известных — Летово, Новая школа, Хорошкола, Ломоносовская школа, гимназия Примакова, Горчаковский лицей, ЦПМ, Вита, Ника, Дети и Наука, не все перечислю. Рейтинг можно посмотреть здесь. И в онлайн школах сейчас появляются те, кто специализируется на углубленном изучении предметов даже в начальной школе.
В Петербурге всё еще частные школы часто ассоциируются с «условным апельсином», как сказал один папа на консультации, а в регионах ассоциируются с привилегией для богатых. Про «богатых» поговорим в следующем выпуске, а вот про частные школы и качественные знания поговорим сейчас.
У меня тоже в образовательном запросе первым пунктом были:
  • Качественные знания. Потому что образование в наше время всё еще является социальным лифтом. Хорошее образование, развивающее мышление роста, логику, кругозор, дающее качественные знания, даёт и конкурентные преимущества ребенку в дальнейшем.
Наряду с качественными знаниями были и другие пункты:
  • Открытость и возможность двусторонней коммуникации с участниками образовательного процесса. Что сейчас практически невозможно (если ты не друг/брат/сват/родительский комитет) в госшколах, а также в большинстве крупных частных школ (просто из-за размера, тут только понять и простить, но кто-то смог и наладил коммуникацию). У меня это было сформулировано так: «Взаимное уважение всех участников образовательного процесса, будь то родитель, учитель, ученик или администрация школы».
Идём дальше:
  • Наличие понятных правил в школе. Про это поговорим отдельно, что это за правила, требования, зачем и кому они нужны.
  • Наличие понятной системы оценивания (критериальное, формирующее, содержательная обратная связь). Образовательные цели и результаты должны быть измеримы, на то они цели и результаты.
  • Возможность изучать предмет базово или углублённо. Расскажу, как это можно реализовать и даже порекомендую книги.
  • Мотивированное окружение. Дети, которые хотят учиться, и учителя, которые могут научить учиться.
  • Возможность совмещать учебу с занятиями спортом или с любыми другими занятиями вне школы без потери качества обучения.
  • Физическая и психологическая безопасность/комфорт/здоровье всех участников образовательного процесса. Ну, это база, как говорит моя старшая.
Остальное всё по ситуации, были какие-то моменты, где я могу идти на компромисс, а где нет. Например, я точно знаю, что домашнее задание или «домашнее взятие» (можно называть как угодно, суть – это самостоятельная работа) важно для образовательного результата. А наличие формы – не так важно. Есть – ок, нет – сами решим, что уместно в школе, и ребенка научим. Главное – адекватные требования. А то была у нас школа, где девочкам брюки нельзя было носить (о чем в положении о форме была сделана соответствующая запись и приказ). Это актуально для начальной школы. Для других классов будут другие критерии.
Вот под такой образовательный запрос я и открыла школу начального и дополнительного образования КООРДИНАТЫ.
Сейчас у нас есть места в 1-м классе, а также мы ведём набор в 1, 2 и 3 классы на 2025/26 учебный год. С февраля будут группы подготовки к школе.
Вернемся к первому пункту — знания. Перед командой школы Координаты стоит непростая задача, я бы даже сказала, вызов — развернуть мнение о частном образовании в сторону получения качественных знаний. Мы не одни тянем этот паровоз по асфальту, я наблюдаю такую тенденцию среди частных школ и в Петербурге. Это небольшие семейные классы и школы, но нас всё больше. И важно, что мы в этом развороте отвечаем на образовательный запрос родителей (и нас самих, как родителей).
Частные школы всегда закрывали какой-то дефицит государственного образования. Какое-то время был дефицит учебников, нормальных парт, оснащения, компьютеров, питания — частное образование закрывало его. Затем дефицит человеческого отношения и вообще здоровой атмосферы — частные школы предлагали это. Открывались школы, где главным декларировалось: гуманистический подход, бережное отношение, личностно-ориентированный подход, свободные школы, с творческой средой, средовым подходом — формулировок много, не буду все перечислять.
Сейчас же явный дефицит качества образования, ответственности за образовательный процесс, адекватности системы оценивания, соразмерности домашней работы и так далее. Первый и второй дефициты – сейчас уже само собой разумеется. Хорошее оснащение, бережное отношение и личностно-ориентированный подход — это база, простите, что повторяюсь. Многие школы на этом и остановились. Кому-то из родителей этого достаточно. А другие родители столкнулись с проблемой: окей, мы классно потусовались, а где знания? Куда нам с этим дальше? В какую школу? В какой вуз?
Всё идет от цели
Зачем мы пришли в школу? В школу мы пришли учиться. Потусоваться, классно, свободно и творчески провести время, развить гибкие навыки мы можем и на дополнительных занятиях. В школе это тоже есть в какой-то мере, но основная задача школы – знания, развитие мышления, грамотности (по любому предмету). Я много ходила по частным школам в поисках той, что предложит знания первым делом, в большинстве же акцент ставился на дополнительное образование и кружковую деятельность. Это всё, конечно, важные компоненты образования, но их можно добрать и вне школы, во второй половине, в выходные или каникулы, по запросу.
Школа — это не всё образование
Школа – только часть образования, любая, даже частная. Рекомендую на эту тему послушать Полину Мальцеву, найду ее подкаст и поделюсь в канале. Если коротко, то никакая школа не закроет ваши образовательные потребности в каждый конкретный момент времени. Именно потребности. Иногда речь про необходимость находиться под присмотром, пока родители на работе, тогда важно выбрать максимально отвечающую образовательному запросу школу и кружки из возможных.
Когда я формировала образовательную модель Координат и обсуждала выбор авторов, методик, учебников и программ вместе с командой, консультантами и методистами, мы выбирали актуальные программы, которые дают высокий уровень знаний, умений, развивают мышление, учат думать и говорить. У нас учатся не «определенная категория детей, которая не может освоить программу государственной школы». К нам приходят те дети, родители которых хотят большего. Они знают, что есть альтернативные программы, отвечающие ФГОС, при этом, развивающие, и что учиться можно по-другому, с интересом, не тратя время на тех, кто не хочет учиться и пришел сюда для других целей.
Итак, я очень рада, что вы дочитали до этого момента, но еще больше я рада, что вектор образовательных моделей частных школ смещается в сторону качественного образования без потери человечности. И что это не просто желание школ, а ответ на запрос родителей. Именно для таких семей мы и работаем.
Из темы качества логично вытекает много вопросов, и я расскажу вам о них в следующих выпусках.
Поделитесь в комментариях к этому посту в телеграм, какие еще стереотипы/социальные установки/мнения про частные школы вы встречали или, может быть, они есть у вас?
Что для вас важно в школе?
Буду рада прочитать ваши сообщения! До встречи в следующих выпусках.